НИКОЛАЙ МИТРОХИН О СТАРЦЕ НАУМЕ

Особый статус о. Наума в Лавре подчеркивает то, что помимо кельи он имеет отдельное помещение для приема своих духовных чад. На официальном сайте ТСЛ сведения о часах приема архимандрита Наума помещены в разделе необходимой справочной информации. Кроме того, документально зафиксировано влияние архим. Наума как минимум на двух других известных духовников, которые стали основателями собственных "сетей".

Говоря о деятельности такого серьезного идеолога, которым, без сомнения, является архимандрит Наум, принято ссылаться на его заявления, тексты проповедей, статей. (...) Нам известны всего два опубликованных за его авторством, но достаточно показательных текста, раскрывающих некоторые аспекты его идеологии. В проповеди "Три греха" (записана летом 1998 года) он определяет три наиболее серьезных грехопадения человечества: изгнание из рая (и возникшая вследствие этого цивилизация, воспринимаемая им однозначно негативно), распятие Христа и "отпадение католичества от православия", что, по его мнению, породило все последующие ереси и расколы. Из двух последних построений следует однозначный антисемитизм и антикатолицизм последователей о.Наума. В тексте "Введение в Пасхалию" он доказывает ошибочность принятия григорианского календаря: "Это влияние эпохи Возрождения, от которой духовная жизнь католической церкви упала. Коперник был против реформы, а Собор 1583 года отверг новый календарь как орудие завоевательной политики папства. Григорианский календарь является исторически вредным, оказывается астрономически ненужным".
(...)
Духовные дети архимандрита Наума даже на фоне последователей других фундаменталистских старцев отличаются особым политическим радикализмом и специфической враждебностью к любой нецерковной общественной, научной и политической деятельности и журналистам. Идеалом для них являются XV-XVI века, когда закрытое русское общество спасалось от "дурного влияния" западной цивилизации и было, как им кажется, единым в своих взглядах. Они сторонники максимально строгого, монастырского исполнения обрядов и соблюдения постов, брачных обязательств, подчеркнутого доминирования мужского начала в семье. Они резко отрицательно относятся к любым контактам с инославными конфессиями, а в политическом отношении придерживаются монархических, резко антилиберальных и антисемистских взглядов. Они полностью разделяют лозунг современной радикальной ультраправой (и промонархической) оппозиции: "Демократия в аду, а на небе - царство".

НАУМ Коммуникация между старцем и кругом его последователей осуществляется на личном уровне. (...) С помощью своих духовных детей архимандрит Наум руководит обширной сетью общин и монастырей, которые считают старца своим духовным руководителем, хотя формально подчиняются правящему архиерею той или иной епархии. Один из монастырей старец устроил на своей родине. (...) То, что архимандрит Наум является фактическим руководителем всех 24 ставропигиальных монастырей, признал в беседе с автором высокопоставленный сотрудник Отдела внешних церковных связей РПЦ.
На парламентских выборах 2003г. в России наумовцы выступили в рамках политической партии "За Русь Святую!". Посетитель сайта партии мог не только подобрать себе обширную коллекцию цитат, обрисовывающих политическую программу православных фундаменталистов, но и ознакомиться с размещенным на видном месте текстом беседы двух лидеров партии с неким Старцем, который выступает с жесткой политической программой и с умилением вспоминает "порядок" и заботу о нравственности при Сталине (прежде всего, запреты на гомосексуализм и аборты). (...) Трудно удержаться, чтобы не процитировать небольшой фрагмент из этого весьма примечательного текста: "Ваша партия должна славиться благочестием и изучением Закона Божия. В России только православные христиане должны руководить православными гражданами. И если какой-нибудь кандидат в депутаты не крещен и не воцерковлен, то он снимается с выборов и не баллотируется. Нужно выялять скрытых антихристиан. В устав партии можно записать, что в ее члены принимаются люди, проявившие себя в семейном благочестии. Такие люди должны руководить партией и обществом в целом. Руководители русского народа должны быть коренными русскими, православными. При выдвижении кандидата на руководящие должности составлять справку о его благочестии". (однако, множество представителей партии усердно избегали катехизаторских бесед - прим. админа)
(...)
Иерей Анатолий Гармаев подробно повествует о своем опыте общения с архимандритом Наумом: "Я на себе испытал - когда подходит батюшка, забываешь об окружающих, остаешься один на один с ним. И легко, и просто. Долго он не будет с тобою. Вот уже накрывает епитрахилью, разрешает грехи и благословляет. Бежишь домой, как на крыльях". 
(...)
Если ситуация нестандартна или информации недостаточно, старец отвечает серией двусмысленных нарративов и метафор (...) Получивший подобный ответ либо удовлетворится им для разрешения собственной проблемы, либо будет держать его в голове, рассматривая все происходящие с ним события с позиции "а может, об этом старец и говорил". Логика в этом случае отступает на второй план. Люди, верящие в предсказание, не замечают мелких несоответствий.
(...)
От благословений-советов старец переходит к благословениям-приказам. Они могут касаться весьма существенных вопросов - места жительства, смены работы, семейного состояния (благословение-неблагословение на брак - самая мягкая форма управления в этом случае). Особенность архимандрита Наума состоит в том, что зачастую он стремительно проходит второй-четвертый этапы в отношениях со своими последователями. Человек, пришедший к нему за советом, получает практическое направление в одну из структур, находящихся под управлением или духовным окормлением старца. 
(...)
Высокопоставленные сотрудники Новосибирского епархиального управления (ныне - митрополии; прим. админа) рассказывали мне, что о.Наум не только создал монастырь у себя на родине, но и назначает настоятелей монастырей епархии, - не смотря на то, что формально это должен делать Священный Синод, по представлению правящего архиерея».

Add a comment
tags:

МАРШ РАВЕНСТВА

8 марта 2014. Москва. Больше сотни смелых исповедников феминизма прошли маршем в центре столицы. Не смотря на полную конструктивность и социальную значимость лозунгов и взглядов, концентрация этих свободномыслящих граждан явилась стандартной приманкой для "святости" в качестве свирепости у преверженцев русской родо-племенной идентичности прихожан Московской Патриархии.

 

Add a comment
tags:

МИНИМАЛЬНОЕ РАСЦЕРКОВЛЕНИЕ

Поскольку большинство посетителей нашего сайта (судя по беседам через "консультанта") мучается вопросом о том, как расцерковиться и при этом не утерять веру в Бога, мы размещаем вот этот небольшой материальчик. Для раздумий.
босх
Один из способов сохранить свое личное общение со Вселенной (именно так называют Бога недоконченные "атеисты") - это пойти путем личного подвига. 
Отшельничество - это минимальная степень расцерковления, которая практиковалась начиная с тех времен, когда Церковь стала дружить с государством.
Возможно ли сегодня отшельничество?
С одной стороны, церковники утверждают, что нынче время подвигов безнадежно прошло, а те, кто пытается понести хоть что-то, величаются прельщенными людьми. Автору думается, что связано это не столько с (якобы) деградацией человеческой особи как таковой (ведь Христос-то Один и Тот же всегда), сколько с огромной зависимостью РПЦ от государства. В частности, в 1771 году вышел указ, запрещающий отшельничество. В СССР также винтили "бродяжников" весьма активно. Впрочем, в последнее время, как признаются нынешние пустынники, бродяжничество уже не находится под таким сильным гнетом, как это было в Союзе.
С другой стороны, наше время гораздо лучше приспособлено к отшельничеству. Да-да, не удивляйтесь! Не может быть случайным целый набор фактов:
1) появление солнечных батарей как альтернативного источника энергии;
2) появление фонариков, не требующих источников питания;
3) найден второй том прп. Исаака Сирина, самого необходимого "отшельнического" автора-аскета.  
4) появление массового ламинирования по доступным ценам (пригодится для защиты от влаги тех текстов, которые Вам могут понадобиться в условиях повышенной влажности, например, в землянке);
5) некоторые радуются также существованию навигаторов, не позволяющих заблудиться;
6) появление огромного количества непромокаемых неразлагающихся материалов, которые легко доступны на обычной помойке и могут служить при постройке убежищ;
7) появление огромного количества массовой информации (а знание - это уже полдела!..).
Среди этого списка (который, впрочем, можно продолжить) самым важным я считаю третий пункт. Преподобный Исаак открыл нам парочку таких вещей, которые особенно вдохновляют на отшельничество сегодня.
Во-первых, это вопрос неполученного на отшельничество благословения. Преподобный отец-пустынник очень четко раскрыл сущность Любящего Бога (так мощно раскрыл, что были целые исследования на тему того, не является ли преподобный оригенитом), прощающего человеку ЛЮБЫЕ ошибки, если они сделаны были человеком ради Бога.
Эта потрясающая мысль позволяет нам попадать в прелесть с верой в то, что Господь управит Сам дело, начатое ради Него. Как свидетельствуют абхазские подвижники, наше время породило столь сложных людей, что спасаться коротким путем (послушанием) нам попросту неестественно. Сложные наши тараканы в голове требуют сложных способов их вытравливания.
Во-вторых, отец Исаак открыл нам главный принцип успеха в отшельничестве - постоянство. Этот чисто психологический принцип позволяет нам рано или поздно получить-таки плоды, желаемые нами. Незнание этого принципа приводит к чрезмерному унынию и к оставлению своего подвига. А это последнее вполне способно перечеркнуть все наши предыдущие усилия.
Второй том величайшего отца-пустынника был не доступен еще даже советским пустынникам, а нам (почему-то) он был дан. Если позволить оставить себе свое мифологическое мышление, то мы знаем, что случайных случайностей не бывает. Все это не без промысла.
Если учесть то, что некоторые просто уверены в ужасности ИНН и прочего, отшельничество для сохранения такой вот веры просто незаменимо. Главная причина сокрытия подвижников в горах - отсутствие каких-либо документов.
Какие материалы в сети необходимо разыскать для получения разъяснения практических вопросов?
Конечно, это, в первую очередь, выживальческие сайты и форумы. На них Вы найдете схемы постройки простейших жилищ-убежищ "на скорую руку". Для более стабильного проживания рекомендуется "хоббитовского" типа домики, называются они "Лисьи норы". Для тех, кто планирует в своем уединении самообеспечение в виде огорода, будет небесполезно ознакомиться с основами щадящего земледелия и пермакультуры. 
Если посмотреть на практические вопросы по-церковному (не говорю "по-православному" потому, что святитель Иоанн Златоуст является также и католическим святым), то неплохо вспомнить такие вот замечательные святительские слова:
"Бог в изобилии нам подает все, что гораздо важнее денег: воздух, воду, огонь, солнце и все подобное" ("О статуях"). 
Многие древние отшельники уходили вовсе не озираясь ни на что житейское,и перенесенные ими телесные беды превращались рано или поздно для них в радость. Многие не запирали двери своих келий, считая прохожих разбойников посланниками Бога. Все зависит от величины веры.
Главная психологическая проблема, с которой столкнулся автор данных строк во время своего личного опыта уединения, заключалась в недостатке религиозной литературы, заменяющей собой общение со старцем. В наше время в этом может помочь такая простая вещь, как, например, айфон. Если уж кавказские отцы не брезгуют сейчас интернетом, то и нам, при отсутствии предубеждений, он может стать помощником, а не врагом. 
Одним из ярких моментов в житии самого преподобного Исаака Сирина был тот, когда он оставил отшельничество из-за отсутствия у себя книг и переселился в общежитие, богатое на библиотеку.
Обязательна к прочтению замечательная книга монаха Меркурия "В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя". Это документальное свидетельство позволит взглянуть на нынешнее пустынножительство более реалистично, чем это позволяют нам древние жития. Сам отец Меркурий описан в книге под кликухой "брат-пчеловод", а единственный подвижник среди братьев - "больной брат" - был ни кто иной как схиархимандрит Виталий (Сидоренко). 
Что касается нашей греховности (в то время как многие писания отцов намекают на то, что в отшельничество благословляются только святые), то неплохо запомнить такое вот литургическое свидетельство Церкви:
"Яко от Иерусалима Твоих божественных заповедей исходя и к страстем Иерихонским достиг, славою бесчестия житейских попечений привлечен, в разбойнические впадох помыслы, сыноположения ризы от них совлекохся, и ранами яко бездушен лежу. Священник же пришед язву видев не внят; и левит, и той возгнушався мимо иде. Ты же, Господи, от Девы неизреченно воплощься, излиянием от спасительного ребра Твоего, вольне излиявшияся крове и воды, якоже елей искапав, Христе Боже, струпы язв моих мягкостию стягни и к Небесному совокупи лику, яко Милосерд".
Итак, стихира шестого гласа из Постной Триоди открывает нам то, что спасемся мы только тогда, когда при презрении от священства и левитов мы не будем отказываться от помощи "Самарянина-Христа", которую Он нам дает в виде Причащения.
В том и заключается самая минимальная степень расцерковления - поддержание литургического общения с Церковью. Все остальное - пастырство, послушничество, внешние обычаи и обряды - мы можем спокойно оставить, если того требует совесть.
Более того, даже церковные каноны позволяют нам не поминать патриарха до его осуждения на Соборе, если того совесть от нас требует.
Вместе с тем, история Церкви знает множество примеров, когда отшельники доходили до той степени веры, когда посредничество священноначалия не требовалось даже и при Причащении. Таких причащают уже ангелы.
Add a comment
tags:

ИСЦЕЛЕНИЕ МУЗЫКОЙ И ЧТЕНИЕМ

Психологи провели эксперимент на человеках и выявили, что люди, слушающие музыку круглые сутки, страдают депрессией намного чаще, чем сидящие все время в интернете; позитивные изменения были только у тех, кто предпочитал знакомство с литературой.

Первый вывод - старайтесь нужную Вам сейчас информацию получать в бумажном виде.

И не торопитесь читать тексты "по диагонали". Войдите в ритм текста, чтобы лучше его понять. Это как беседа именно с таким человеком, с каким бы Вам действительно было интересно общаться. С этим можно сравнить только общение со старцами в православии. Причем, если учесть тот факт, что сами верующие живут нынче на древних книгах святых отцов, предлагаемый нами вариант гораздо идеальнее.

Что касается музыки, то здесь существует риск эмоционального перегруза, поэтому, чтобы избежать вреда, слушайте ее не круглосуточно. При этом не сильно погружайтесь в однотипную музыку. Необходимо уметь регулировать свое настроение тем, что включать веселую песенку тогда, когда грустно, и наоборот - грустную, когда захватывает неуместная беззаботность. При этом важное условие - все композиции (как оптимистичные, так и депрессивные) должны быть Вашими любимыми.

Также замечено, что прослушивание одних и тех же композиций притупляет их восприятие и тоже чревато депрессией. Вспомните то, что любили в детстве. Возможно, кое-что из забытого старого Вам может напомнить какая-нибудь случайная радиостанция в Вашем приемнике.

Кстати, на радио обычно стараются балансировать музыкальное наполнение эфира, поэтому слушать радио - тоже помощь. К тому же при таком раскладе исчезает чувство одиночества. Проверено.

Add a comment
tags:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования
Back to Top