ИСИХАЗМ СТАРЦА НАУМА

Цитаты из проповедей архимандрита Наума (Байбородина), старца Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде

При чтении вслух легче отгонять помыслы.

В глубине сердца – где совесть, где благодать после крещения пребывает.

angel

Древние монахи, когда обучались молитве Иисусовой, то два-три года только ее и читали вслух… И так привыкал весь организм человека, что имел только одно стремление и одно умное желание и ничего кроме молитвы не читал, ничего не смотрел. Да и пустыня была кругом, не было даже растений, ничего, что бы могло развлекать ум человеческий. И потом, когда уже эта молитва сливалась с умной сущностью, язык привыкал, давалось послушание.

О ноздревом дыхании нет перевода (на русский). Вдыхая воздух через ноздри, надо спокойно, медленно, со вниманием вводить его в сердце… И хорошо, чтобы дух наш как бы плакал: «…помилуй мя грешнаго».

Придерживать дыхание, как будто бы приходится время от времени нырять (вдохнуть и не дышать). Ум, введенный в сердце через ноздревое дыхание и придерживаемый этим дыханием, будет принужден как бы задержаться там.

Есть около тысячи разных способов, как молитва совершается. Некоторые под удар сердца произносят слово; некоторые первую половину молитвы говорят с вдыхаемым воздухом, а при выдохе: «…помилуй мя грешнаго». Делатель молитвы Иисусовой трудиться должен – Сам Господь установит, ибо благодатная молитва – это дар Божий.

Это (ноздревое дыхание) и у женщин, и у мужчин одинаково.

Некоторые как бы давят на сердце, и тогда у них болезнь сердца появляется… Дерзостно дышать и давить на сердце не надо.

Притаить дыхание, как бы не дышать лишнего, чтобы не утомлять сердце, и призывать в тишине, в спокойствии… Как бы слабым таким дыханием…

Нужно и вслух, и про себя.

т

Надо наедине много читать (молитву).

При вдохе: «Господи, Иисусе Христе», - далее, придерживая дыхание, в сердце: «Сыне Божий», при выдохе: «помилуй мя грешнаго».

Дыхание должно быть легким, свободным. Ровным.

Святые отцы через ноздревое дыхание – при этом дышать спокойно, легко – ум вводить в глубину сердца и там, придерживая дыхание, как бы чуть не дышать, как будто бы под воду нырнуть, стараться сосредотачивать внимание, трезвение, как бы желая услышать биение сердца. И в это время ум пусть там призывает Иисуса Христа. Вот мы, находя на руке пульс, определяем, как работает сердце. А услышать биение своего сердца не многие могут, это редко кому Господь дает, но само внимание глубокое дает великую пользу, потому что диавол не может никакие помыслы внушить. Сердце только одним помыслом должно быть занято: «Иисусе, Сыне Божий, - и с любовию обращаемся, а далее в покаянии просим: - помилуй мя грешную». Это и есть исполнение заповедей: любить Бога всем сердцем, душой и помышлением.

(в последнее время старец благословлял обучаться молитве у собственных преуспевших в этом деле чад...)

tags:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования
Back to Top