МОНАСТЫРСКИЙ ДНЕВНИК ДЕПЕШИСТКИ

приложение к "Истории бывшей послушницы"

На что нужно обратить внимание поступившему в больницу? Конечно, на свою болезнь.
(Архимандрит Рафаил Карелин)

дейв

Когда-то даже само начертание слов Depeche mode производило в душе какое-то мистическое ощущение: казалось, будто мир весь на какое-то время принадлежит ИМ (а значит, и МНЕ, т. к. неразрывно отождествлялось одно с другим, связь – мистическая – с НИМИ была крепка, как жизнь).

Теперь, после первой помощи Божией, даже странно осознавать: это только буквы…


Первая степень восстания (в 2004м году...) заключалась в физическом прекращении этого мистического общения: магнитоносители отставлены в сторону, юбка куплена для хождения в храм, на компьютере все больше Православных «штучек» из Интернета… И – благословение в монастырь.
После некоторого времени первоначальной благодати наступает БОРЬБА. Сначала вспомнилась во всей силе одна безобидная вещь – и СЛОМИЛА ПОЛНОСТЬЮ; так что состояние мое было похоже на «како воспою песнь Депеша на земли чуждей?»..
Кто мой Бог?
Тот, Кто всегда видит меня, с Кем я связана, Кто управляет жизнью моей? Но все это было и с НИМИ. ОНИ тоже реальны и реагируют на мою любовь, ОНИ общаются посредством «писаний» (lyrics)… Someone Who hears your prays, Someone Who cares?  Молитвы Господь действительно слышит и действительно заботится о спасении моем… Значит, ОНИ – не сами члены группы, а демоны, их вдохновляющие – имеют целью не заботу о моем спасении, а (как чувствую) обычное приобретение меня в свою собственность: ТОГДА я гордилась тем, что принадлежу чему-то высшему (ибо демоны - тоже бывшие ангелы и по естеству больше людей), теперь же вижу, что ведет все это лишь к погибели моей души…


Мартин Гор – человечек безобидный; судя по его сольникам («Фальшивкам»), можно представить себе, чем был бы депеш без Дейва, без Алана…  (хотя в сольниках он выступал только солистом, но судить по ним все же можно, ведь песни соответствуют его музыкальному вкусу) Просто меланхолические красивые баллады; они не имели бы ТАКОЙ силы, какую реально имеют композиции ДМ. Депеш – это явление соборное, здесь трудятся целый коллектив демонов-гениев… Дейв – его голос и сам по себе может, конечно, запомниться на всю жизнь (см. «бумажных монстров», где он проявился отдельно), но в сочетании с произведениями Мартина голос этот действует уже прямо-таки мистически. Ну а «мрачная инфернальность»(выражение из прессы) – это дело рук и души Алана (кто заценил Recoil, это знает))) Флетчер – только лишь «сцепка» этого демонического мира с реальностью: не зря все «суетные» финансовые дела он берет на себя…
Но существуют ДМ и без Алана? Да, но это другой ДМ:  вспомните мой любимый a broken frame, где Алана еще не было, сравните еще с Ультрой и всем последующим…  (упс, стоит оговориться, что мое депешенье окончилось еще до «Игры в ангела»)))
Многие депешисты отмечают еще и заслуги клипмейкера Антона, но лично меня его клипы глубоко не задели (считаю, что он пропитан не Мартиновским духом, а явно сатанинским: до сих пор стоит в голове образ из клипа Нирваны: на Кресте висит старик в шапке Санта-Клауса, а вороны его обсуждают. 
«Цель этой сцены – внушить зрителю отрицательное восприятие крестного знамения», как пишет Трубин в книге «Духовная музыка»), так что говорить много про него не буду. Его творчество хочется только забыть (как грязь) – и все…  Есть и еще одна (главная) причина такой несимпатии:  те образы и «кино», возникающие в голове моей во время «погружения» (ночь, одиночество, наушники и закрытые глаза), совсем не похожи на Корбийновские. 


После обращения моего к Богу я стала больше внимания обращать на это явление – соборность ДМ. Раньше как-то больно было разделять Депеш на разных людей. Помню, в самом начале, когда я была еще маленькой девочкой, не могла никак разобраться, кто же такой Мартин Гор. Была уверена, что это ТОТ САМЫЙ, который САМЫЙ ГЛАВНЫЙ, который на фото обязательно на первом плане!.. Потом оказалось, что этот «тот самый» - это Дейв. Ладно, думаю. Значит, вон тот, что повыше, рыженький такой… Опять промашка! Когда же выяснилось, кто есть Гор, наступило даже что-то вроде разочарования: почему песни пишет один, а поет другой?
Можно теперь обеими руками уцепиться за это первое разочарование, потянуть и вытянуть что-нибудь еще. И это все поможет о Господе хоть немного прийти в себя после наркотического депешизма. И если веник легче поломать не целиком, а постепенно, по каждому прутику; то и здесь мы можем поступать таким же образом.

депеш


Но, чтобы депешист не считал меня врагом и КГБшницей,  считаю необходимым уверить его, что и я честно очень сильно люблю ДМ!.. В том-то вся и трагедия. Мир считает, что в монастырь идут из-за неразделенной любви и потом мучаются там всю жизнь из-за нее же; но мою любовь к ДМ нельзя назвать неразделенной.
Помню, как сейчас: начало было положено в год Ультры. It’s no good настолько отличалась от всей остальной «Европы плюс», настолько звучала воздушней и глобальней, что у меня начался неподдельный интерес к ДМ. Основание же было положено телепередачей «Музыкальный проспект»: в тот знаменательный день она целиком была посвящена творчеству Депешей и вел ее, как мне показалось, настоящий московский депешист.  Убедясь, что в прошлые годы творения ДМ были еще глобальнее, я пошла к брату с сестрой (они что-то делали на кухне) и вздохнула: «Ну вот, попопсели сечас депеша…» А они мне: «Да они всегда попсой и были». Поняла я тогда, что они этой глобальности не знают, что в семье я теперь одна депешистка!
Как, уже депешистка? Я была в восьмом только классе и слушала ДМ тогда только по радио. Бывает, говорит ди-джей, что сейчас будет такая-то песенка, - а я и наготове кнопку REC всегда держу. Или, бывает, по начальным ноткам слышу что-то красивое и нажимаю REC, а потом оказывается, что и это тоже был ДМ… Врастание в депешизм было постепенным, но потому и  более крепким. Помню, в те месяцы я состояла каким-то образом в фан-клубе Цоя, но приходилось все больше и больше ему изменять))). В итоге приобрела кассету, где золотыми буквами было написано DEPECHE MODE.
Потом была, конечно, Ультра, но дальше уж пришлось долго еще помучиться, ведь мои возможности тогда ограничивались только аудиокассетами; диски в продаже были, но мне не на чем было их слушать. Поиски мои были адскими и томительными. В поисках новой дозы ДМ я каждый день рыскала по всем ларькам города… Как раз в то время и в личной жизни случилось одно несчастье, тогда ДМ просто-напросто спасли меня от самоубийства.
Когда боишься обратиться ко Всевышнему, необходимо придумывать себе какой-то смысл жизни, иначе же держаться не за что…
Затем ближайшим летом я поехала было по инерции в православный лагерь, но разрыв с Богом из-за ДМ был уже слишком ощутим… Когда после трапезы пели молитву, у меня в голове играла Stories of old. Каждый день я ощущала что-то вроде наркоманской ломки без ДМ, только мучилась и все. К тому же нечестным казалось соединять лицемерно одно с другим: все мое сердце искренно любило только ДМ. Пыталась исповедываться, начала было: «…есть у меня любимая группа…» «Какая?» - живо поинтересовался молодой батюшка. Я сказала, но в ответ он только усмехнулся. После этой исповеди конфликт назрел окончательно:  стало ясно, что находиться мне в этой среде противоестественно. И я сбежала оттуда и слушала Депеш каждый день много-много лет!.. Вход в храм был закрыт, казалось, навсегда.
Все вокруг существовало для меня только через призму ДМ, они звучали как саундтрек к моей жизни. Новые горизонты мне тогда открылись. До депешизма я была чрезвычайно замкнута в себе, люди вокруг воспринимались как несуществующие. Заболев депешизмом, я органически пришла к открытию для себя другого человека. Влившись в душевный мир Мартина Гора, я автоматически вышла из своего «я»; границы эгоизма пошатнулись. Следующей ступенью в отношении этого была мысль: «депешисты – это уж точно настоящие люди!». Хоть на недепешистов я все еще смотрела свысока, но и это было уже достижение – кроме Мартина Гора признавать Человеком кого-то еще.
Но пока я знала о существовании депешистов только виртуально: живого не было рядом ни одного. Весь свой депешизм переживался очень субъективно, как оказалось; у других он протекал иначе… Что ж, и мой опыт тоже реален, так что его я и опишу.
На святоотеческом языке это можно назвать визионерством. Это было совершенно наркотическое состояние; я видела сны наяву; я могла немного направлять свои представляющиеся действия в этом сновидении, но «реакция» его режиссера на мои мечты  всегда была непредсказуема, это было похоже на откровение свыше. В ушах стереоэффектно звучали звуки ДМ, и на каждый из них возникало следующее и следующее действие в видении. По духу это было зрительно похоже на некоторые глючные видео Radiohead, как потом оказалось. Один из образов до сих пор помню ярко: летний день, полукомпьютерное трехмерное изображения дома, он крутится в такт Here is a house, я хожу вокруг него, и из-за каждого угла дом меняется и шевелится, я все никак не могу его обойти (да сколько же в нем углов?..). А весь его интерьер – СНАРУЖИ на стенах: то диван на стене, то стол с чайником…
У меня все существование заключалось только в ДМ, я искала их везде, и по ТВ, и по радио. Когда после долгих мучений была «отдача» (т.е. телевизор, как по заказу, включал мне какой-нибудь старенький клипчик), то воспринималось это как необходимая реакция ДМ на мою к ним любовь. Ведь как-то мистически слышали они меня? А как иначе воспринимать это, если, например, по ТВ идет фестиваль российских (!) видеоклипов (1998), а включают там англичан-депешей? Не потому ли только, что эту передачу смотрела я? (прим.: налицо столько признаков шизофрении у автора этих слов, что диву даешься)))
Бред, но реальность!
Но дальше была еще ступень – подключение к Интернету и живое знакомство с живыми депешистами. Можно охарактеризовать этот период как цепь сильнейших влюбленностей, в том числе и в девушек. (Прим.: еще одна патология психики))) 

дейв


Но перелом наступил. Но как это возможно???
У человек не возможно. Но человеков Кто-то сотворил – и Он же в силах перестроить Свое творение!
Когда я сбегала из лагеря (и из Православия), моей последней молитвой было: «Господи, если Ты Сам хочешь, Сам убери или ослабь эту страсть, потому что мне это невозможно!» Постепенно разными колышками Господь пробивал мою страсть: то песенка одна совсем не нравится, то другая надоедать начинает, то появляются какие-то другие недепешистские интересы… (Анастасиевцы, например… Хотя СТОП! Разве скорбь по природе, депрессия из-за НТР не заложены внутри депешизма? We’ll lay on the grass… И клип Enjoy the silence – об отшельничестве? А у русских депешистов еще дальше пошло: вспомнить хотя бы Биоконструктор или Технологию с ее «полчаса»… Так что мое увлечение «звенящими кедрами» было естественным, но оно-то и пошатнуло несколько здание депешизма в моей душе). ДМ – это музыка города, и в природе она теряет свою силу несколько. По крайней мере, некоторые вещи.


Можно даже и в моем нынешнем состоянии найти депешистское. Это и черная одежда (dressed in black), и любовь к безмолвию (Enjoy the silence), и фарисейство (playing the angel – хотя этой вещи я уже слышать не сподобилась)))) (примечание: зато теперь, в моем втором расцерковлении, этот альбом оказался моим любимейшим).


Перед монастырем искала в Интернете православных депешистов, и нашла целого Священника. В архиве можно эту болтовню глянуть здесь . Все же проблема осталась открытой, т. к. в монастыре такого компромисса, который случился у него в этом деле, быть не может.
Музыкальные помыслы – бич желающего спастись человека в наше время, а бывшего фаната - в особенности. Вот свидетельство отшельника двадцатого века:
 «Вскоре по возвращении из города его (отца Меркурия, "брата-пчеловода") посетило искушение, подобное тому, какое досаждало когда-то брату, живущему в дупле. Началось с того, что в городе ему случилось как-то вечером зайти в дом знакомых верующих людей, где он повстречал несколько пожилых женщин. После недолгой беседы они сдвинули стулья, сели в кружок и стали петь одну за другой какие-то не ведомые брату псалмы на Евангельскую тему, и все на один мотив. Поневоле пришлось слушать их, пока они не перепели всё, что знали. И вот теперь в своем уединении, среди глухой ночи, когда он занялся умно-сердечным деланием, вдруг где-то в глубине его сознания стала бесконечно повторяться эта монотонная мелодия. Он продолжал слышать её и по пробуждении утром, и в течение всего дня без перерыва. Однако прошло двое или трое суток, искушение миновало, и молитвенное делание вошло в свою обычную колею. Но вот в одну из ночей, на полунощнице снова повторилось подобное явление. В глубине сознания, как бы внутренним слухом он услышал музыку, но теперь играл целый симфонический оркестр. Ясно слышались звуки скрипок, виолончелей и контрабаса, только невозможно было понять, что именно они играли. Исполнялось какое-то большое музыкальное произведение в продолжение двух с половиной часов, не давая возможности сосредоточиться на молитве. Отшельник был вынужден сидеть и слушать этот концерт, не имея возможности продолжать своё молитвенное правило. Не дождавшись, однако, конца симфонии, он улёгся спать, и музыка тотчас прекратилась. В следующую полночь, стоило ему приступить к совершению своего келейного правила, как он услышал другой, на этот раз уже духовой оркестр. Под ликующие звуки военного марша неподалеку от его кельи послышалось, словно на параде, прохождение марширующих войск. Увлечённый бравурной музыкой, он незаметно для себя стал даже слегка помахивать в такт правой рукой. Так бесцельно проведённой оказалась и эта ночь. Диавол не дал человеку произнести ни единого слова молитвы. Эти концерты, то в вокальном, то в инструментальном исполнении, стали повторяться чуть ли не каждую ночь. Однажды он слышал даже среди дня, как где-то недалеко, за кельей, пел хор городского кафедрального собора, причём хорошо слышалось знакомое сопрано одной из певчих. Поразительным и непостижимым был один из концертов, который демон в очередной раз устроил в полночь. Это, по-видимому, была его собственная композиция, исполнявшаяся на каких-то металлических предметах, которые издавали своеобразный, изумительно нежный звук. Он был несколько похож на приятный, вибрирующий бой стенных часов. Исполнялось музыкальное произведение, мелодия которого напоминала старинный итальянский вальс “Неаполитанские ночи”, брат даже запомнил этот несложный мотив, однако к утру всё выветрилось из памяти. О таком удивительном явлении, как музыкальные помыслы, брату не приходилось читать ни в одной из аскетических книг, поэтому он оказался в затруднении, не зная, как с ними бороться. Кроме того, музыкальные помыслы, казалось, непреодолимы. С обыкновенными помыслами, мысленными или зрительными, борьба проще — их можно сразить встречным словесным противоречием или мысленным крестным начертанием, после чего они исчезнут. Через некоторое время, конечно, они появятся вновь, но, сраженные тем же оружием отойдут, чтобы снова возвратиться в какой-либо другой форме или ином зрительном образе. Но в борьбе с музыкальными помыслами не помогали никакие известные ему способы и приёмы невидимой брани. Ослабев, наконец, от мысленного противоборства с ними, он с глубокой скорбью стал призывать имя Пресвятой Девы Богородицы, прося себе помощи Царицы Небесной, и только после этого отступило от него вражеское наваждение» (из кн. монаха Меркурия, «В горах Кавказа, записки современного пустынножителя»).


dave

Некоторые исследуют, каким образом тот или иной инструмент действует на психику человека. Но в нашем случае мы имеем дело с музыкой электронной, где каждая композиция состоит из многих-многих звуков. Каждый из которых вызывает свои специфические ассоциации и имеет свою отдельную «партию» в общем строе. При этом у ДМ их так много, что сознание некоторые из них не улавливает: при разном уровне частот одни звуки выдвигаются на первый план, другие отходят; сменишь немного настройки – положение звуков изменяется, изменяется и сама мелодия, как, например, я наблюдала это в Behind the wheel.  Электронная музыка действует как на сознание (ассоциативностью звуков: при звуке обычного инструмента в голове обычно возникает образ этого самого инструмента – и ничего более; здесь же гамма ассоциаций простирается не только на весь видимослышимый мир, но и на невидимый: пример – демонский хохот в Fly on the windscreen), но и на подсознание (тем, что часть звуков сознанием не успевает улавливаться и ассоциации остаются неосознанными). Отсюда – наркотический эффект этой музыки: ты получаешь невыразимое удовольствие, но не можешь его объяснить и проанализировать; ты входишь в то или иное состояние (чаще – в транс), тебе что-то таинственно нравится в этом, но другого способа прийти в него ты не знаешь, кроме одного: снова включить play…
Один депешист часто называл музыку ДМ космической. До такой глобальности простирались у него ассоциации.


Говорят, в аду мучения будут согласовываться со страстью человека. Если, например, умрет депешист, то в аду ему включат ДМ, но это будет непрерывно и хаотично (и бесконееееечно!), так что удовольствие быстро перерастет в психическую атаку, и ненависть будет к этой музыке… Один депешист уверял, что согласен жениться на ком угодно, только не на депешистке. Ведь если в доме Депеш будет играть чаще, чем если бы ты слушал его один, то к музыке появится отвращение, а этого тот человек и боялся.
Отсюда вывод: ДМ действуют одинаково не всегда. Постепенно приедаются и самые любимые вещи. У депешистов несколько путей в этом «горе» сохранить удовольствие: одни ищут новую дозу в подражателях ДМ (мне, например, особенно родными стали Камуфляж-95 и Red Flag ‘Eagle аnd the child’), другие балуются ремиксами (очень удачны были «мистические миксы», очень уж депешистские))), третьи совсем переходят на другую музыку – посложнее, поинтереснее, потяжелее… Но даже если, казалось, и разлюбил ты кое-что, иногда оно выплывает в памяти – причем именно в тот момент, когда способно «подействовать»! – и любовь вспыхивает снова, как в первый раз. Благодаря таким «вспышкам», депешист может остаться депешистом на всю жизнь. В этом-то главная проблема для того, кто все же хочет спастись…
Я уже 8 лет (писано в 2012) не слушаю музыку вообще. Был однажды случай, что однажды на вокзале слышала free love, еще кое-что из новенького услышала в поезде; но именно не эти случаи были реальным искушением, а те, когда демон резко включал в голове кое-что «из старого» (как будто знал момент, когда нужно включить, чтоб подействовало!..). Итак, вся проблема – в музыкальных  помыслах.
Ото всех возможных помыслов есть крепкое оружие – это молитва непрестанная Иисусова, привязанная к дыханию. У депешистов здесь тоже свои сложности: для действенности молитвы необходимо ВНИМАТЬ ей, ее словам, а у нас же при первых же словах «Иисусе…» встает иногда в голове образ не Иисуса, а Дейва (образца 1993го).. Вроде бы пытаешься молиться без образов, но порой он (образ Дейва) встает сам, как стена между тобой и Богом – как тот бес, который доконал преподобного Силуана Афонского (встал между Силуаном и иконой и  ждал себе поклонения)…
Помысел однажды подсказал (в то время, когда искушение миновало и молитва «пошла»), что в таких ситуациях полезно вспоминать безвидного Бога-Отца и молитву направлять к Нему; для этого достаточно временно взывать краткой формой: «Господи, помилуй!». Но это только предположение…  А в реальности сложнее: бывает, так сильно сердце тянется любовью к ДМ, в такой транс впадаешь (пленение) от включенной в голове композиции, что начинаешь уже отчаиваться в своем спасении: мол, что ж поделаешь, если я фактически всем сердцем и помышлением ПРИНАДЛЕЖУ ИМ, а не Богу?.. Чувствуешь себя Иудою, идолопоклонником… Как иудеи рыдали на реках Вавилонских от невозможности петь там свое, так мучаешься и ты; но они были Божии, а ты - чей?... И с такими вот мыслями ты плачешь и плачешь, и говоришь Господу: «прости меня, засранца! Не могу без Тебя любить Тебя!!!» Опыт показал, что если ты не хочешь быть депешистом, но являешься им; если ты плачешь от этого, то Бог САМ придет и удалит искушение!.. У меня так было раза два (через две точки можно провести прямую))): такая РАДОСТЬ после таких слез!.. J
У тебя есть связь с ДМ, но ОНИ НЕ МОГУТ ЛЮБИТЬ ТЕБЯ ТАК, КАК БОГ!

d


По-хорошему же, есть вред и в том, что я вообще взялась писать на эту тему; по-хорошему, надо бы было вовсе не принимать ни воспоминаний, ни помыслов, но надо бы все время держать молитву, чтобы очистить сердце. Выходит же, что пишу от еще не очищенного сердца… Но, может быть, это именно и даст руку помощи одержимому той же страстью?.. В свое время лично я сильно нуждалась в человеке, который помог бы мне в именно этой брани, но такого не нашлось… Приходится карабкаться самой. И нет уверенности, что достигну конца: протоиерей Вл. Свешников писал, что уязвленные стрелами искусства (в данном случае музыкой ДМ) во всю жизнь будут мучиться, что искусство станет для них апокалиптической саранчой – захочешь даже умереть от величины мучений, но…
Убедил меня писать св. Иоанн Златоуст. Он многократно утверждал, что для нашего спасения не достаточно спасать себя, но необходимо и ближнему помогать, хотя бы словом… «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся»: это взято из пятидесятого ПОКАЯННОГО псалма; значит, и это тоже – часть моего покаяния…
А что не только Депеш, но и все искусство относится к нечестию, видно из Святых Отцов. Епископ Варнава Беляев изучил их творения досконально и писал потом, что искусство произошло от потомков Каина-убийцы. То есть оно есть следствие (чадо) греха!.. Некоторые говорят: «Но ведь каиниты же погребены Всемирным потопом; мы же произошли от Ноя – и ДМ тоже!». На это следует отметить, что важно не то кровное преемство, на которое некие обращают внимание, а преемство духовое: как грех есть в нас, так и тяга к искусству, как к заменителю Истины (идентично натуральному!), т. е. Господа. Не зря Мартин остро прочувствовал эту «метку Каина внутри», о которой и упомянул в Barrell of a gun.
Причина искусства – гордыня, главный грех мироздания и причина всех остальных грехов. Гордо пал Денница и гордо теперь пытается соперничать с Господом в Творении; но так как сам не имеет власти над невидимым миром, довольствуется только видимым вещественным – и из него пытается стряпать всяческие «параллельные миры». Тот факт, что любой параллельный мир имеет подобие реального (причем искаженное), доказывает то, что демоны-гении не способны творить по-настоящему, они всегда только лишь подражают. Демон - это обезьяна Бога.


Кто хоть однажды чувствовал приход Благодати Божией, тот может сравнить это с состоянием депешистского удовольствия и сам увидеть различие того и другого. Правда, в большинстве случаев действие удовольствия подавляет воспоминание о Благодати своей настойчивой многократностью и порабощает человека (см. притчу о Сеятеле, музыкально оформил которую Алан в Stone, Grane и т. д.) И все же, если человек честен перед самим собой, отрицать Истину он не будет; лишь нужна небольшая малость: самоотречение. Отречься от души своей – значит, и от удовольствий и любви к музыке.
Удовольствие от музыки похоже на удовольствие от пищи и блуда: оно вполне плотское, к тому же, имеет различные виды и вкус: например, на вкус группа Doors имеет различие от Pink Floyd; Radiohead отличен от smashing pumpkins и т. д. Когда услаждаешься Депешами, удовольствие сравнимо с возлежанием на мягкой постели (особенно чувствую это при переходе с первого трека на второй в Эксайтере). Вообще, ДМ как-то больше сочетаются с роскошным и богатым образом жизни. Да и сам процесс слушания требует больших денежных издержек, т. к. при некачественном звучании (из-за дешевой аппаратуры или пиратских дисков) очень сильно умаляется эффект «погружения», каждый шум на записи (особенно на аудиокассетах или заикание на дисках) напоминает слушателю о существовании реальной действительности и не позволяет уйти в музыку «с головой». Поэтому многие депешисты – люди зажиточные и состоятельные. Когда я работала учительницей и не могла за раз купить более четырех дисков, мой знакомый продавец-снабженец советовал мне сменить работу на более денежную.
Думаю, что любому депешисту – и «денежному», и простому – необходимо бы прочитать слова святителя Иоанна Златоуста «о Лазаре» (и богаче).

m


О процессе богопознания полезно прочитать «Старца Силуана». Для начинающих мало скажут писания самого преподобного, сначала для вхождения в самую суть нам необходимо читать именно житие и поучения, написанные архимандритом Софронием Сахаровым. Для многих эта книга стала настоящим откровением на пути к Богу.
Еще немного о литературе.
По моему мнению, очень хорошо путь обращения к Богу описан в двух английских сказках об Алисе. Первая – «Алиса в стране чудес» - описывает состояние странничества христианина по сумасшедшему миру. Сколько раз приходилось бедной девочке смиряться и перед обстоятельствами, и перед своей немощью, и перед насмешливым отношением к ней почти всех других персонажей?.. Чеширский Кот некоторым образом является прототипом Наставника: он указывает путь, подбадривает. «Алиса в Зазеркалье» же подробно описывает путь послушания. Сперва в роли Наставницы Духовной выступает Черная Королева (монахиня?).  «Бежим изо всех сил!» - дала первое послушание Королева Алисе, и они побежали. Долго, изо всех сил. Но тут Алиса обратила внимание на то, что они все еще остаются на том же самом месте!.. «Конечно, - успокоила Черная Королева, - ведь чтобы сдвинуться с места, нужно бежать ВДВОЕ БЫСТРЕЕ!». Здесь, на таком простом примере, она дала Алисе понятие о духовном явлении – синергии: нашей доброй воли и усердия для спасения еще не достаточно, необходима еще и помощь Благодати Божией, чтобы продвинуться к Царству Небесному. Еще один аскетический урок – поста: захотелось Алисе пить, а Наставница, напротив, вместо питья дала ей сушеную соленую рыбу. Точь-в-точь как древние египетские подвижники, которые смоченную водою соль презрительно называли похлебкой!..

а

Помню, как Алисе уже в другом конце книги дали послушание раздать яблочный пирог. «Только обязательно сначала нужно раздать, а потом только резать» - предупредили ее. У Алисы возникло недоумение, и решила она все же поступить по своему разумению: сначала разрезать, а потом раздать. Но сколько она не билась так, с этим своим разумением успеха так и не было: пирог срастался снова. И пока Алиса не смирилась, пока не поступила именно так, как ей было указано, все усилия были напрасны;  но как только послушалась – неразрезанный пирог сам стал разделяться на нужные части.
По забывчивости не могу пока еще вспомнить других эпизодов, пусть этим исследованием займется любой желающий. Одно только еще замечу: само слово ЗАЗЕРКАЛЬЕ указывает на сущность христианства: оно противоположно обычному «мирскому» течению жизни, оно непонятно и странно для неверующих.
Возможно, поэтому один из фильмов ДМ называется Strange.
Странными кажутся и некоторые из мелодий Мартина; этой странностью они и создают мистический эффект потустороннего. Нельзя назвать Мартина атеистом (сколько песен о Боге – и даже целый альбом 1993го…), нельзя (по его же собственным словам) и богохульником («не хочу, - говорит, - распускать богохульные молвы»). Говорит «не хочу» и добавляет: «но…» - и начинает высказывать свои помыслы наивные и детские: мол, столько горя на земле, столькие страдают невинно, не успев даже и нагрешить, столько несчастных случаев – для чего же попущено все это Богом?.. «Чтобы посмеяться над нами» - рассуждает Мартин и все же произносит богохульство… Вместе с Мартином рассуждают таким же макаром и многие невоцерковленные люди. Автор же (настоящий) у этих мыслей один – сатана, это у него вся цель – отвратить нас от Бога путем клеветы на Него. А что это клевета, видно даже просто из истории Библии, из истории человеческого  рода. Неужели Тот, Кто пришел с небес ради нашего спасения, всю жизнь провел в смирении и перенес мучительнейшую смерть ради нас, будет забавляться человеческими страданиями? Если бы Мартин сумел полностью уверовать, а не наполовину, то знал бы, что не напрасно  попускает (а ради нашего спасения) все эти страдания Всевышний.
Праведный Иов при полнейшем поражении тела своего, при полной потере детей и всего имущества все же не посмел произнести хулы на Бога. А Мартин при взгляде на несчастные случаи других людей тут же богохульствует… А смеялся ли Бог над Иовом???
По учению Златоуста, некоторые страдают здесь, некоторые и здесь и там, а некоторые только там (в геенне). Чем больше страдают здесь на земле (именно тех самых, которых Гор красочно описывает и в «Богохульствах», и в «Новом платье»), тем меньше страданий в аду; а если здесь совсем не мучаешься, то все сполна получишь после смерти – и это реально бедственнее, ведь адские муки бесконечны. Мартин не уделяет никакого внимания на послесмертную участь, его ориентация философская горизонтальна, он рассуждает как неверующий.


Многие отмечают: один из главных мотивов в творчестве Мартина – тема смерти, «память смертная». Да, Мартин часто трепещет о смертном часе, но если мы рассмотрим этот трепет повнимательнее, то и здесь увидим ту же «горизонтальную ориентацию».
Возьмем для примера «Муху на лобовом стекле». Очень яркий образ смерти: сразу вспоминается и Повелитель мух (Веельзевул – князь бесовский), и копошенье мух в червивом трупе, и скорость лошадиных сил в автомобиле как скорость человеческой жизни; а впереди – лобовое стекло; и муха на нем – смерть. О чем напоминает муха Мартину? «Мы можем быть разлучены (с тобой) уже этой ночью». Вот те раз! Рядом появляется очередной персонаж – любимая девушка Мартина; последний остро чувствует, что смерть неизбежна, и что она способна разрушить его земное блудное счастье… Что же? Понимает ли Мартин суету сует, обращается ли к трансцендентному Богу? Увы, напротив: почувствовав неизбежность разлуки, он хватается всей душой за преходящее и молит девушку: «дотронься до меня, поцелуй меня  СЕЙЧАС ЖЕ!» Пока я еще живой!..
Но хохочет Алановский демон, и смерть неумолимо все же заберет нехотящего умирать Мартина. Что же ждет его после смерти?.. Этого уже сказать мы не можем: пока он жив – Господь стучится все еще в дверь его сердца (слышишь, КАК оно стучит?), теоретически покаяться он еще может… Но композиция из «Черного Праздника» увековечила уже этот постыдный образ умирающего блудника.muha
Помню, когда в очередной раз было у меня сильное суицидное состояние, попыталась я обрести спасение через эту вещь; но в результате депрессия только усугубилась, и я стала резать вену лезвием. Спас меня тогда только Господь: Он на какое-то мгновение дал мне увидеть раздвоенность какую-то подозрительную в моих мыслях, и я тогда убедилась на опыте в том, что идет внушение СОВНЕ: это НЕ Я хочу смерти себе, а КТО-ТО враждебный мне… (впоследствии оказалось, что у этого суицидального демона есть даже имя… Хорошо, что имени его я не знаю… Не он ли хохочет под Алановским управлением – не муха же?)))


Недовольство Мартина существованием смерти и страдания приводит к рассуждению почти набоковскому: «этот мир сделан плохо, нужно нам его переделать! «Давайте, - говорит Мартин, - все мальчики и девочки изрежут карту мира и сложат ее иначе, пусть переделают мирозданье с вершины до бездны – все полностью!» И что тогда? And then? «Тогда я или поверю (в Бога?), - заявляет неудачливый революционер, - или буду думать, что хуже некуда уже». Зачем ради какой-то неопределенной и странной  цели переделывать мир? Зачем обвинять творение Божие в несовершенстве, если причина несовершенства заключается в грехопадении как Адама, так и в твоем?.. Но хотя в Мартине иногда и появляется некоторое угрызение совести (Shame), оно гасится многократным самооправданием (Walking in my shoes, Condemnation и т. п.). Возможно, именно из-за гордого самооправдания никак не удается Мартину найти свой истинный путь к Богу…


Когда-то давно я очень много размышляла над фразой Мартина: «Я должен верить в то, что грех делает человека лучше» (One caress). Под именем греха, видимо, разумелся грех блудный (судя по контексту). Но какое добро может быть в грехе?.. Если бы грехопадение рождало потом раскаяние и смирение, то в некотором смысле какой-то добрый момент присутствовал бы; но, как мы видим, Мартин блуд как будто наоборот превозносит; это видно по многим его произведениям; к примеру, еще более конкретная фраза о блуде: «хотя это и не любовь, но что-то оно все-равно значит» (1986). Если еще обратить внимание на представление Мартина о любви Высшей (High love), найдем интересную фразу №3: «двигайся, моя душа в огне». Если я не ошибаюсь, при таком огненном переходе от обычного блуда к любви внеземной есть огромная опасность прелести, характерной для католицизма: здесь кровь разгорячается, человек впадает в экстаз и чувствует себя поглощенным «Божественной любовью» и святым; а православные мистики считают это состояние тем же блудом, только более тонким, духовным. Это просто физическая игра крови, как писал об этом святитель Игнатий (Брянчанинов).
Следует еще разобраться с фразой в песенке про Иуду: «самая узкая тропинка – всегда самая святая». Помысл говорит мне, что в этой песенке есть какая-то доля духовности, поэтому эта вещь вполне может быть отправной точкой для желающего уверовать депешиста…. НО: неясно, от чьего же имени это все поется? Если бы от лица Спасителя, то странно выглядит сравнение предающих Иуд с сомневающимися Фомами: как известно, Фома сомневался не от ненависти и гордости, он сильно Спасителя любил и просто желал увериться в своем счастье – потому и был Спасителем разрешен от своих сомнений и неверий; поступок же Иуды совсем иного характера, он был частично основан на страсти сребролюбия (см. Евангелие от Иоанна) – и Сам Спаситель не мог бы их так сравнивать, как это было в Judas. Вывод можно было бы сделать такой: попытка написать текст от лица Христа была, но она не удалась. Если еще обратить внимание на тот имидж, который Дейв тогда себе воспринял (образ Спасителя), то получается толкование такое: «потерпи немножко – и Дейв даст тебе любовь свою»))). Получается жутковато, но именно так я это психологически воспринимала в свои 13 лет.
Известный «Персональный Иисус» ассоциируется с «персональным компьютером», то есть с вещью и товаром. Вся композиция – как рекламный ролик; при лозунге «reach out and touch faith!» слушатель улыбнется только и отвратится от всякой веры так же, как отвращается от всякой навязчиво рекламируемой вещи (качество рекламы не требует).
Наиболее христианская вещь, на мой взгляд, - Mercy in you. Очевидно, Мартин пережил-таки некоторый духовный опыт Встречи с Богом. Ощутил он на себе милость Божию и воспевает: «хотел бы я падать вновь и вновь, лишь бы снова и снова чувствовать Твою милость!..». Но что на подобные мысли отвечает апостол Павел? «Неужели пребудем во грехе, да благодать (милость) преумножится? Да не будет!!! Если умерли мы греху, как же снова ему оживем?..» А Мартин еще не смог умереть греху, так что, как видим, эти его слова помимо благодарности содержат в себе все то же самооправдание.


д

Рассмотрев высшие (в духовном плане) творения Мартина (по понятным причинам последние три альбома не проанализированы), о всем прочем не хочется уже и говорить.
Самое ужасное в том, что в сочетании с мелодией все эти тексты, в том числе и прямо богохульные, приобретают еще больше убедительности и навязчивости, воспитывая поучающегося в них человека в кривом религиозном направлении.
Можно, помимо блудной, найти еще несколько страстей, культивируемых в Depeche mode: это и печаль, и уныние, и гордыня… Бывает, твое состояние совпадает с состоянием, изображенным в какой-либо композиции музыкальной, и поэтому ты чувствуешь какую-то солидарность с ДМ и утешаешься этим; а потом выйдешь (к примеру) из печали, а песенка вдруг вспоминается и снова погружает тебя в печаль как бы уже насильно. Хочешь отбиться как-то, выкарабкаться из этой (к примеру) Sometimes, а она тебя – бух! – в то же болото!.. Так и плюхаешься ты в печали и блуде всю жизнь, пока не перестанешь быть депешистом и не займешь своей памяти чем-нибудь духовным, добрым и церковным.


Прошу прощения за фрагментарность мыслей. Под рукой нет ни одного текста ДМ, все пишу только по памяти.


Удивительно, однако же благодаря депешам многие люди пришли к Богу. Для начала пути депеша могут стать «костылем», однако, если вскоре этот костыль станет ненужным, то будет уже только мешать дальнейшему продвижению. Для многих еще большим «костылем» послужил своими книгами Достоевский, но это не значит, что читать его нужно всю жизнь, когда-то необходимы станут писания святых отцов… Так и здесь.
Перед монастырем я дозволяла себе слушать только одну песню (группы «Опиум», они тож «из наших»):
«Да, я иду туда, где нет ни цепей, ни мрака.
Там только суть моя, и с ней я свободным стану от себя…»
Вот сущая истина, вот путь самоотречения, без которого никто не сможет стать учеником Христа!.. Не секрет, что даже самый глубокий депешизм не способен стать сутью человека; сущность, сердцевина каждого человека – это образ Божий, и он никогда не повреждается никакою страстью; именно благодаря этому возможно покаяние для каждого человека. Нужно лишь разрушить ту стену из грехов и страстей, которая не позволяет нам прийти к сути своей – а, значит, и к Богу…

pink
Знаменателен фильм «Стена» Пинк Флойдовский. Роджер Уотерс остро прочувствовал всю проблему разделения человека с Богом – и, как результат, человека с человеком. Много различных кирпичей в этой стене, и Роджер копается в этих кирпичах, как-то пытается удалить их (например, выбрасывает телевизор, по которому показывают «60 каналов дерьма на выбор») и избавиться от мучительной изоляции (а значит, и от мучений совести). Но, как мы помним, даже если из всех сил бежит человек, он лишь будет стоять на одном месте; нужна помощь Всевышнего, как и пророк сказал: «Богом моим прейду стену!!!». В конце the wall звучит огромный взрыв – стена разрушена… это образ покаяния, оно подобно взрыву меняет полностью направление жизни человека.


Нельзя не упомянуть об одной из сильнейших диавольских хитростей. Враг нашего спасения не всегда имеет успех, действуя только через помыслы и воспоминания. Но когда человек спит, демон способен сотворить с ним во сне все что угодно; через сновидения враг способен человека прямо-таки раздавить.
Когда-то в миру мне постоянно снилось, как я курю, причем со всеми ощущениями. Когда в действительности закурила, все показываемые демоном ощущения оказались верными на 100%, это меня даже несколько удивило.
На данный момент (2012) враг всячески долбит меня на тему Нового Альбома ДМ: знает, зараза, что новая доза может стать смертельной в духовном плане… Сначала несколько лет (с 2004го) мне каждую ночь снилось, как я ищу по киоскам и магазинам новый диск. Относительно недавно я все же разузнала о существовании ДВУХ (а ныне уже и трех))) Новых Доз. Тогда враг стал долго думать, почему же я этим не победилась (некоторое время, пока думал, в душе и снах было затишье). Теперь же понемногу начинает демон в снах же давать кое-что и послушать из «новых доз», и клипы посмотреть (знаменательно, что в это время естественная летняя атмосфера моих сновидений переделывается на ночную, депешистскую). Когда просыпаюсь под впечатлением и в глубоком трансе, помыслы начинают говорить: «Помнишь, как сбылось пророчество о курении? Так же точно сбудется и это: только лишь купи диск и сравни!».
Эта брань еще не окончена и не знаю, как избавиться от нее, если не поможет Господь. Правда, замечала многократно, что даже если не удастся тебе в тот день ни одну молитву сотворить к Богу и перебить это состояние души, пусть так, но: в твоих силах ТЕРПЕТЬ это насилие над тобою, терпеть вплоть до следующей ночи, ведь, как замечено на опыте, на лом есть другой лом: и сном другим можно перебить действие этого.
В идеале должно быть так налажено, чтобы перебивать сон сразу при пробуждении; ведь все течение дня зависит от твоего «первомыслия» - его необходимо приносить в жертву Богу, а не врагу… Господи, помоги!...


Весь Депеш – полностью НОЧНОЙ.
Пусть иногда ночь и со светом, но это – электрический свет, ненастоящий… Для меня были открытием (в свое время) Early morning A-HA и Lassie come home(Альфавиль): через них ночь в душе естественно переходит в утро.

Мартин четко обосновал свою любовь к ночи тем, что она «спасает нас от жестокой реальности» (Waiting for the night; перевод мой примерно такой: «Когда же снизойдет к нам ночь? \ Поверь, что сможет она нам помочь: \ Когда вокруг тьма, \ Мы скрыты от Зла \ Реальности»). Действительно жестоким для души самооправдывающегося  человека является Свет Истинный, при котором невозможно не увидеть все свои грехи в их истинном виде.

УТРО необходимо для покаяния.
А когда уже будешь постепенно воцерковляться, советую послушать вот это - не знаю чем, но душе моей экс-депешистской это песнопение доставило немалое удовольствие. Очень похоже на ДМ знаменное пение, на котором основано все пение церковное. Похожа «Милость мира» Трубачева. А дальше уже будет легче принять и остальное: душе нужна постепенность перехода, чтобы не отвратить ее непривычной жизнью от Церкви. Недавно я заметила, что и знаменное пение меня уже не так привлекает: легче всего молиться, когда служба совершается вовсе без пения (т. н. вычитка); такую службу можно даже при знании Устава и самому при надобности вычитывать – и это очень помогает человеку молиться внимательно и от всего сердца своему Личному Богу.я


Из жития святого Нифонта Кипрского:
«… потом встретили музыканта, который шел и играл. Блаженный (Нифонт) увидал, как один эфиоп связывает всех одной веревкой и тащит за музыкантом; и все они пошли с пляской за ним; много народу пристало к ним и пошли дальше, - и плясали. И пели срамные песни: ибо бесы тащили их, зацепивши за сердце. Один же богатый человек, смотревший из своего дома, дал музыканту медную монету, чтоб поплясали перед ним. (Похоже на ситуацию, когда депешист покупает билет на концерт ДМ, чтобы Дейв поплясал пред ним там своим знаменитым танцем))) Когда музыкант положил монету в свой карман, то бесы взяли ее и послали в ад к отцу своему сатане и сказали ему:
- Радуйся, отец наш! Это Алазион, князь наш, прислал тебе жертву, которую принесли наши враги-христиане, дав медных денег за игры.
Взяв ее, сатана обрадовался и сказал:
- Старайтесь, дети, чтобы росла наша жертва, и побеждайте христиан.
И потом опять возвратил монету в карман музыканту».
Невольно вспоминается фраза из фильма 101: «Ого! Хотел бы я быть их бухгалтером!!!»


Встретилась мне в монастыре одна душа, которая хоть и симпатизировала когда-то депешам, смогла однако ж безболезненно все это оставить. Еще и удивлялась мне: «да ведь они изо всех групп самые-самые сатанисты; один только мрак! Все это – просто шоу-бизнес, с которым я знакома и сама лично!»


Святая Мария Египетская претерпела и эту брань: «… иногда у меня являлось очень смущавшее меня  желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слезы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню. Тогда я мысленно становилась перед иконою Поручительницы моей, Пречистой Богородицы, и с плачем умоляла отогнать от меня мысли, смущавшие мою душу. Долго я так плакала, крепко ударяя себя в грудь, и наконец как бы свет разливался вокруг меня, и я успокаивалась от волнений».


Несколько слов профессору Московской консерватории Медушевскому (из сборника «Слово современнику»):мед
«…Бетховен о своем скрипичном концерте говорил, что каждая нота в нем продиктована Всевышним. и Бах всякое свое сочинение предварял надписью: "Иисусе, помоги» и заканчивал: «Единому Богу слава». Глинка исповедовался святителю Игнатию Брянчанинову примерно в таких словах: «моя душа всю жизнь искала чего-то необыкновенно прекрасного, но только теперь понимаю, насколько далек я от сего, потому что имя этому прекрасному есть Бог». Престарелый Гайдн во время исполнения его оратории «Творение мира» после того, как бурные овации зала прервали исполнение и все глаза устремились на композитора, воздев руки к небу, произнес: «Вот откуда льется свет»…».
Причина нужды в музыке: «…просветление мотивационной сферы…(…)…Важно знать: в мире есть красота, есть нечто высшее тебя и твоих мелочных интересов, есть то, что окрыляет и дает смысл жизни. Все это мы и называем: красота, чистота, окрыленность, только в отличие от жизни в Церкви – с не доведенными до конца усилиями».
«…в храме действует обоживающая благодать, в светской музыке – благодать призывающая: (…) на краткий миг приоткрывает она неизреченность Божией красоты и любви, но тут же как бы отступает, ждет ответа сердца… Если же сердце ожесточено, то не бросается стремительно ко Христу, а топчется на месте, прислушивается, ждет все новых касаний призывающей благодати; ему начинает нравиться это промежуточное положение…»
«…Светская музыка отблеском Божией красоты возбуждает духовную жажду, будучи не в силах ее удовлетворить…»
«…в светском искусстве в момент слушания преобладает то, что называют «эстетическим наслаждением». – купание в радости. Услаждение слышанием даже Божественной речи Господь сравнивает с домом, построенном на песке. Сладость не исключается. Но ее одной мало.»
«…молитвенность в музыке питается отсветами реальной молитвы…».
О Лунной Сонате Бетховена, драгоценной для депешистских сердец: «…начальные звуки являют собой псалмодию… А через прозрачную чистоту квинтового звука gis мы входим в тайны Царства Небесного…» Попытаюсь перевести: начальные звуки – наша скорбная молитва к Богу, а звук gis – ответ Бога на нашу молитву. Это предположение поможет нам подобным образом рассмотреть композицию Stjarna: здесь тоже есть некое противопоставление двух тем, но они ведутся уже как будто от одного лица; вероятно, они и их борьба между собой изображают борьбу в душе Мартина между надеждой и отчаянием, между верой и неверием…
«…в искусстве постмодернизма (в последние десятилетия ХХ века) стала модной тихая музыка, отказывающаяся от принципа развития, но погружающая нас в одно состояние… (…)… В музыке выражение медитации является минимализм, основанный на избыточном повторении. Внешне он может напоминать молитву. Но самая тихая молитва пламенеет духом, а минимализм часто погружает слушателя в некое духовное оцепенение… Что скрывается за состоянием транса? Ныне культура вступила в период оккультно-мистического гуманизма, характеризующийся заигрыванием с бесовской нечистью. Эта опасность подстерегает нас и в музыке, в ее мнимой таинственности, в звуковых «барабашках». Если в молитве мы стремимся к очищению и чистоте, уповая на Божию силу и любовь, то в медитации ищут не исправления, а особых состояний, от чего решительно предостерегали святые отцы, как от пути в прелесть. Позади стремления к подобного рода «духовным состояниям» стоит любовь к себе, утверждение своей самости, погружение в свою самодостаточность, пленение самомнением…».
«… жажда удаленности в светской музыке: желание спрятаться от Бога, подобно согрешившему Адаму; в логическом и историческом пределе – скатиться в осатанение; первые симптомы – в ощущении паритетности, мнимого равенства двух ветвей духовной жизни, церковной и светской, а далее – расцерковление и деградация последней до рок-культуры. Тенденция к автономизации тварной красоты, примешивание к ней страстей и плотолюбия. От ослабления плиромности рождается драматизм, трагизм и прочие обособленные способы жизнеощущения. Музыка существует в мириадах обособленных произведений; отсюда эстетические критерии стройности, устойчивой самозамкнутости, самостоятельной красоты формы. Человек представляет Бога (ср.: …I expect to find Him luffing…) и мир. В виртуальном пространстве мечты преграда (прим.: The Wall of Pink Floyd) меж человеком и Богом не тает, расстояние не сокращается. Из преграды творится экран сознания, на него проецируются образы представлений с выражением сопутствующих чувств. Сознание стало невыключаемым телевизором (на экране – порождения спрятавшегося от Бога «подсознания»). Эстетика откровенничает о познании в «художественных образах», к тому же «условных»: дверь в «беспредел»».
«…Творцов-программистов пост-модернистской виртуальной реальности, в свою очередь, программируют бесы… Виртуальный кошмар устремляет в кошмар геенский.»
Все это сказано было, однако, о музыке серьезной; автор противопоставляет ее музыке эстрадной. Эстрадную музыку он называет антидуховной принципиально. Даже страшно становится: «…Попытки оправдать, возвысить поп- и рок-культуру и побрататься с ней – НАИВНЫ и опасны, как опасны и безумны надежды на расцвет христианства под крылом антихриста».
«…минимализм двулик, его корни – в молитве и заклинании (speak&spell)… В заклинании человек не хочет меняться, а менять все вокруг (... from the top to the botton…Things must change…), чтоб все было по щучьему, т. е. дьявольскому велению и моему хотению… Дьявол прикидывается слугой участников магических действ, предвкушая пир человекомучительства… Показательно, что в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ минимализм был оседлан рок-музыкой, воздвигнутой сатаной».


Если изобразить процесс избавления от страсти, рисунок будет примерно такой:


!!!!! !!!  !!  !                  !.....


Сначала все дни твои обозначены одним черным пятном: слушаешь музыку, не отрываясь, а если кто попытается оторвать тебя – становится врагом №1. Далее изредка начинаются «просветление» в полосе жизни: теперь sometimes можешь проводить некоторые дни без ДМ, заменяя его постепенно чем-то другим. По дальнейшему развитию этой тенденции – если только ты твердо намерен бороться за свою духовную свободу – «белых» дней становится все больше, а «черные» превращаются в sometimes. Доходит дело и до того, что ты уже начинаешь чувствовать свою свободу и даже становишься уверенным в ней; но, как мы видим, хотя «белый день» превращается во всегдашний, тонкие штрихи черного цвета через воспоминания и сны неожиданно перечеркивают твою надежду – и тут же исчезают… Так идет постепенное возрастание, но не возносись: кто знает, не придется ли терпеть эти нежданные черные полосы до конца жизни?.. Главное – старайся не отступать в любом случае и не превращай эту схему в штрих-код))).


Hal Ziegler (1950-60гг): «…я понял, что эта музыка (рон-н-ролл) проникает в молодежь потому, что ее ритм совпадает с ритмом  в их организме. Я знал, что никто и ничто не сможет вышибить эту музыку из них… Они будут носить ее всю свою жизнь» (‘Life’ magazine от 28 июня 1968 г). Depeche mode соответствуют по ритму рок-«медлякам», т. е. тем композициям, которые вызывают острую меланхолию. К счастью, «буйных» внушений или агрессивных ДМ в себе не содержат. Но и то, что есть, вышибить нельзя…
Психолог Джон Кеппес: «люди очень восприимчивы ко всему сказанному в песне… Каждый раз, когда сознание перегружено (прим.: а в Депеше я это уже отмечала))), люди будут воспринимать все, что внушается им в это время, потому что утратили самозащиту… Музыке свойственно ослаблять мышление и создавать настроение. И тогда внешние впечатления легко ассимилируются».
Одна из особенностей Депешей – отсутствие традиционных для рока барабанов, ударника в группе нет вообще (сейчас уже завели, кажись). Это заменяется вполне электроритмами. Примечательно, что ритмы «держат» сердце… как мы заметили, сам ритм в ДМ замедлен и соответствует спокойному биению сердца. Но тем, что сам ритмизующий звук отличен от обычного барабанного, влияние на сердце идет уже иное, чем в роке, оно более психоделическое. И каждая отдельная композиция имеет свое специфическое влияние, свой оттенок чувства… (В I want you now ритм создается прямыми звуками полового общения, и это соответствует замыслу произведения, пропагандирующего блуд). Это соответствует и Мартиновскому духу, т. к. Мартин – это «гурман» всяческих ощущений, но не духовных, а «горизонтальных» (вероятно, это главная причина его былых экспериментов с имиджем «голубого»). Проблема в том, что в некоторых вещах (особенно в инструменталках) ощущение бывает похоже на духовное (я в растерянности от Obercorn: такая вещь!... Уууух!..), эти вещи «застревают» дольше всех в душе депешиста, и враг способен, благодаря этому, не отпускать душу всю жизнь…
… остается только просить милости у Господа…
Говорят, что с тех пор как ты первый раз попробовал наркотик, демонический мир открылся для тебя навсегда. Так случилось и с ДМ. И с тобой: ведь музыка их – это тоже наркотик (с психиатрической точки зрения, зависимость ЛЮБАЯ связана с физиологическим явлением выработки вещества эндорфина в мозгу; один раз «покайфовал»- мозг уже начинает зависеть от эндорфина и требует новых доз возбудителя… Эксайтера)))
Мне всегда нравилось житие священномученика Киприана, именно в нем есть надежда для депешиста (только для бывшего!): возможно и от открытого демонообщения обратиться к свету!.. J

д


Следует понять, что из одного источника не течет одновременно и сладкая, и горькая вода; мы уже увидели, что горечи в ДМ предостаточно; так что же нужно нам, как не то, чтобы «отсечь свою правую руку» и пожертвовать любимой музыкой ради спасения?..


 (дневник начат и окончен весной 2012 года в монастыре имени Михаила Архангела с.Малоирменка Новосибирской области. Прекращен по благословению Матушки Игуменьи, посоветовавшей вовсе не вспоминать ничего мирского. После моего расцерковления я депешизму вновь проиграла.)

 

tags:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования
Back to Top