НИКОЛАЙ МИТРОХИН О СТАРЦЕ НАУМЕ

Особый статус о. Наума в Лавре подчеркивает то, что помимо кельи он имеет отдельное помещение для приема своих духовных чад. На официальном сайте ТСЛ сведения о часах приема архимандрита Наума помещены в разделе необходимой справочной информации. Кроме того, документально зафиксировано влияние архим. Наума как минимум на двух других известных духовников, которые стали основателями собственных "сетей".

Говоря о деятельности такого серьезного идеолога, которым, без сомнения, является архимандрит Наум, принято ссылаться на его заявления, тексты проповедей, статей. (...) Нам известны всего два опубликованных за его авторством, но достаточно показательных текста, раскрывающих некоторые аспекты его идеологии. В проповеди "Три греха" (записана летом 1998 года) он определяет три наиболее серьезных грехопадения человечества: изгнание из рая (и возникшая вследствие этого цивилизация, воспринимаемая им однозначно негативно), распятие Христа и "отпадение католичества от православия", что, по его мнению, породило все последующие ереси и расколы. Из двух последних построений следует однозначный антисемитизм и антикатолицизм последователей о.Наума. В тексте "Введение в Пасхалию" он доказывает ошибочность принятия григорианского календаря: "Это влияние эпохи Возрождения, от которой духовная жизнь католической церкви упала. Коперник был против реформы, а Собор 1583 года отверг новый календарь как орудие завоевательной политики папства. Григорианский календарь является исторически вредным, оказывается астрономически ненужным".
(...)
Духовные дети архимандрита Наума даже на фоне последователей других фундаменталистских старцев отличаются особым политическим радикализмом и специфической враждебностью к любой нецерковной общественной, научной и политической деятельности и журналистам. Идеалом для них являются XV-XVI века, когда закрытое русское общество спасалось от "дурного влияния" западной цивилизации и было, как им кажется, единым в своих взглядах. Они сторонники максимально строгого, монастырского исполнения обрядов и соблюдения постов, брачных обязательств, подчеркнутого доминирования мужского начала в семье. Они резко отрицательно относятся к любым контактам с инославными конфессиями, а в политическом отношении придерживаются монархических, резко антилиберальных и антисемистских взглядов. Они полностью разделяют лозунг современной радикальной ультраправой (и промонархической) оппозиции: "Демократия в аду, а на небе - царство".

НАУМ Коммуникация между старцем и кругом его последователей осуществляется на личном уровне. (...) С помощью своих духовных детей архимандрит Наум руководит обширной сетью общин и монастырей, которые считают старца своим духовным руководителем, хотя формально подчиняются правящему архиерею той или иной епархии. Один из монастырей старец устроил на своей родине. (...) То, что архимандрит Наум является фактическим руководителем всех 24 ставропигиальных монастырей, признал в беседе с автором высокопоставленный сотрудник Отдела внешних церковных связей РПЦ.
На парламентских выборах 2003г. в России наумовцы выступили в рамках политической партии "За Русь Святую!". Посетитель сайта партии мог не только подобрать себе обширную коллекцию цитат, обрисовывающих политическую программу православных фундаменталистов, но и ознакомиться с размещенным на видном месте текстом беседы двух лидеров партии с неким Старцем, который выступает с жесткой политической программой и с умилением вспоминает "порядок" и заботу о нравственности при Сталине (прежде всего, запреты на гомосексуализм и аборты). (...) Трудно удержаться, чтобы не процитировать небольшой фрагмент из этого весьма примечательного текста: "Ваша партия должна славиться благочестием и изучением Закона Божия. В России только православные христиане должны руководить православными гражданами. И если какой-нибудь кандидат в депутаты не крещен и не воцерковлен, то он снимается с выборов и не баллотируется. Нужно выялять скрытых антихристиан. В устав партии можно записать, что в ее члены принимаются люди, проявившие себя в семейном благочестии. Такие люди должны руководить партией и обществом в целом. Руководители русского народа должны быть коренными русскими, православными. При выдвижении кандидата на руководящие должности составлять справку о его благочестии". (однако, множество представителей партии усердно избегали катехизаторских бесед - прим. админа)
(...)
Иерей Анатолий Гармаев подробно повествует о своем опыте общения с архимандритом Наумом: "Я на себе испытал - когда подходит батюшка, забываешь об окружающих, остаешься один на один с ним. И легко, и просто. Долго он не будет с тобою. Вот уже накрывает епитрахилью, разрешает грехи и благословляет. Бежишь домой, как на крыльях". 
(...)
Если ситуация нестандартна или информации недостаточно, старец отвечает серией двусмысленных нарративов и метафор (...) Получивший подобный ответ либо удовлетворится им для разрешения собственной проблемы, либо будет держать его в голове, рассматривая все происходящие с ним события с позиции "а может, об этом старец и говорил". Логика в этом случае отступает на второй план. Люди, верящие в предсказание, не замечают мелких несоответствий.
(...)
От благословений-советов старец переходит к благословениям-приказам. Они могут касаться весьма существенных вопросов - места жительства, смены работы, семейного состояния (благословение-неблагословение на брак - самая мягкая форма управления в этом случае). Особенность архимандрита Наума состоит в том, что зачастую он стремительно проходит второй-четвертый этапы в отношениях со своими последователями. Человек, пришедший к нему за советом, получает практическое направление в одну из структур, находящихся под управлением или духовным окормлением старца. 
(...)
Высокопоставленные сотрудники Новосибирского епархиального управления (ныне - митрополии; прим. админа) рассказывали мне, что о.Наум не только создал монастырь у себя на родине, но и назначает настоятелей монастырей епархии, - не смотря на то, что формально это должен делать Священный Синод, по представлению правящего архиерея».

tags:

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования
Back to Top